Суббота, 14.06.2025, 16:46
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ Елховоозернская средняя школа

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Двигательная активность детей и подростков.

                                                                
 
 
Двигательная активность детей является биологической потребностью, которая очень часто подавляется в процессе обучения в школе. Возникающая гипокинезия неблагоприятно сказывается на умственной работоспособности школьников и на функциональном состоянии школьно-значимых функциях. Рационально организованная двигательная активность в образовательном процессе позволяет: - снять перенапряжение и переутомление, - повышает работоспособность, - способствует сохранению здоровья учащихся, - создаёт условия для повышения учебной мотивации. Двигательная активность является важнейшим элементом здоровьесберегающих технологий в обучении. Нормы двигательной активности Научными исследованиями установлена причинно-следственная связь между величиной суточной двигательной активности школьников и группой их здоровья. Школьники, отнесенные к 1-й группе здоровья, имеют достаточный уровень повседневной двигательной активности. Они охвачены не только обязательными формами физического воспитания, трудового обучения в школе, но и занимаются в спортивных секциях и кружках, участвуют в туристических походах, спортивных развлечениях. И наоборот, школьники с недостаточной двигательной активностью относятся ко 2-й или 3-й группе здоровья, т. е. имеют различные морфо-функциональные отклонения, страдают хроническими заболеваниями. Замечено, что заболеваемость школьников с высокой двигательной активностью ниже по сравнению с их недостаточно активными сверстниками. В таком случае, может быть, школьник должен бегать с утра до вечера и чем больше он будет двигаться, тем лучше? Тоже нет! Суммарная величина двигательной активности не должна быть ни слишком большой, чтобы не превышать возможности детей, ни слишком малой, иначе она утратит тренирующее значение и не удовлетворит биологическую потребность организма. Только при оптимальной величине суточной двигательной активности будет достигнут наибольший оздоровительный эффект. Такая оптимальная величина рекомендуется в качестве гигиенической нормы.
 Гигиеническая норма суточной двигательной активности школьников (по данным А.Г.Сухарева)
 
 Возрастные группы (в годах) Локомоции
(число шагов в тыс.)
Продолжительность двигательной активности (часы)
8 – 10 (оба пола)
11 – 14 (оба пола)
15 – 17 (юноши)
 15 – 17 (девушки)
 15 – 20
 20 – 25
 25 – 30
 20 - 25
3,0 – 3,6
 3,6 – 4,8
 4,8 – 5,8
3,6 – 4,8

  В таблице употребляется термин «локомоции». Это не только ходьба, но и бег, прыжки, которые регистрируются шагомером. Единицей измерения локомоции является шаг. Гигиенический норматив имеет две границы – нижнюю и верхнюю. Наилучшей будет активность в пределах этих границ. Чтобы определить ежедневный объем активирующей нагрузки, необходимо учесть общее время выполнения всех физических нагрузок с интенсивностью ЧСС выше 90 – 100 уд/мин. затем надо сопоставить результат с возрастной и половой нормами двигательной активности и установить разницу (в часах), которая и показывает величину дополнительной нагрузки. Например, у школьника 14 лет выполнение бытовых и физкультурных нагрузок с интенсивностью ЧСС более 100 уд/мин – 2 часа. Норма двигательной активности для него – 3,6 – 4,8 ч. Следовательно, ему необходима дополнительно специальная активирующая нагрузка (прогулки, подвижные игры, домашняя уборка, работа в саду, катание на велосипеде и д.п.) в объеме 1,6 – 2,8 ч. Отличительная черта нормирования двигательной активности детей и подростков – учет возрастных особенностей. Чем старше возраст, тем большая величина суточной двигательной активности рекомендуется в качестве нормы. Нормы двигательной активности зависят и от пола детей. Двигательная активность девочек на 5 – 10% ниже, чем мальчиков соответствующего возраста. Эти различия в наибольшей степени проявляются в подростковом возрасте, когда активность девушек может быть на 20 – 25% ниже, чем юношей. У мальчиков по сравнению с девочками моторная доминанта более выражена в любом возрасте, особенно в 15 – 17 лет. Естественно, не надо выполнять сразу всю норму суточной двигательной активности. Ее необходимо рационально распределять на весь период бодрствования, причем наибольше число движений следует делать с 9 до 12 часов и с 15 до 18 часов. Наибольшая двигательная активность должна соответствовать суточному биологическому ритму. Движения распределяются неравномерно не только на протяжении дня, но и в недельном цикле, и в различные сезоны года. Ритм с периодом в неделю не является врожденным, но он проявляется в функционировании систем организма школьников. Недельный ритм можно считать социально обусловленным. Некоторое снижение суточной двигательной активности в отдельные дни учебной недели и последующее увеличение в воскресенье, т.е. в свободный от учебных занятий день, можно рассматривать как нормальное явление. Возможное колебание среднесуточной величины двигательной активности в различные сезоны года имеет биологическую причину. У детей в летний период наблюдается наивысшая по сравнению с другими сезонами года (особенно зимним) двигательная активность. По данным физиологов (в частности проф. Белозеровой Л.М.) минимальный двигательный режим составляет: - УГГ ежедневно по 15 минут - Занятия физическими упражнениями по 45 минут ежедневно - Ходьба примерно по 5 километров (10 тысяч шагов) в день. Но помимо минимального, есть еще и оптимальный двигательный режим: Для этого все перечисленное надо умножить на 100% (т.е. увеличить в 2 раза).

                                                               
 Таким образом: гигиеническая норма двигательной активности, которая обеспечивает нормальное здоровье и развитие школьников, составляет 6 – 15 часов организованных занятий в неделю. Если учесть общую двигательную активность, требующуюся растущему организму, то необходимый уровень количества организованных (проводимых с преподавателем) и неорганизованных (осуществляемых самостоятельно в форме пребывания на свежем воздухе и играх) занятий должен составлять 12 – 30 часов в неделю.
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Ссылки
Президент России
Правительство Ульяновской области
Министерство образования и науки Ульяновской области
Министерство образования РФ
Российское образование. Федеральный портал.
Единое окно доступа к образовательным ресурсам.
Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов.
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Профессиональное образование в Ульяновской области
Портал информационной и технической поддержки программного обеспечения образовательных учреждений Российской Федерации
Баннер справочно-информационного портала «Государственные услуги»
Правительство Ульяновской области Комитет по надзору и контролю в сфере образования
Муниципальное учреждение отдел образования администрации МО Цильнинский район Ульяновской области
Архив записей

Copyright MyCorp © 2025
Бесплатный конструктор сайтовuCoz