Суббота, 27.04.2024, 10:15
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ Елховоозернская средняя школа

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

быт села

Быт нашего села

Одежда и обувь

Одежда традиционного типа имела разнообразные формы и варианты. Кроме утилитарного назначения - защиты тела от воздействий наружной среды - она обладала символическими и ритуальными функциями.
- Материалом для одежды чувашей служили холст, домотканое сукно, покупные ткани, войлок, кожа. Для обуви использовались также луб, дерево. Материал для одежды изготовлялся в основном в домашнем хозяйстве. Из конопли и льна ткали холст. Праздничную одежду шили из тонкого холста (çинçе пир), а из холста среднего качества (вăтам пир) - рабочие рубахи, шаровары. Тонкое сукно из овечьей шерсти (тăла) шло на праздничные и свадебные кафтаны (сăхман), грубое - на обычные кафтаны и чапаны.
В ХIХ в. у чувашей распространяется крашенина - окрашенная в один цвет готовая ткань и пестрядь- (улача) - холст, сотканный из заранее окрашенных ниток с узором в клетку, в полоску и т. д.

                                        

Традиционный костюм различается также по полу, возрасту, сезону. -

Самые древние наряды, дошедшие до нас, датируются концом ХVII в. 

Нательная одежда (кĕпе-саппун). На тело непосредственно надевали рубаху (кёпе).

Наиболее распространенным и, безусловно, старинным типом покроя рубахи является так называемый туникообразный покрой, когда спина и перед состоят из одного полотнища, перегнутого поперек в плечах. Основные конструктивные элементы традиционной рубашки: переднее и заднее полотнища (кёпе пулёхё), боковые клинья (кĕпе хăййи), вырез для шеи – ворот (çуха), рукава (çанă), ластовица (кёштёк, хултă) – клин вшиваемый в пройму и рукав под мышкой, подол (аркă). Варианты покроя рубашки: рубашка с цельным или отрезным остовом, разные формы воротника (без воротника, со стоячим воротником, с отложным воротником), наличие кокетки (отрезная перекидная часть) и т. д. 

Старинные мужские рубашки  шились широкими и длинными. Они имели туникообразньий покрой, грудной разрез делался на правой или левой стороне груди. Рубашка не имела воротника (шейный разрез окаймлялся полоской холста) и приполка (грудной разрез завязывался тесемками). Пришивалась подкладка (аçлăк) - из более грубого и редкого холста (шăла пир).

Простые рабочие рубашки ничем не украшались, праздничные украшались вышивкой вокруг грудного разреза (на приполке), на концах рукавов, подоле.

Рубашки шили из белого холста различного качества, в зависимости от характера использования, а также состояния семьи.

Белые рубашки были освящены традицией и считались обязательными у всех чувашей во время языческих молений.

Рубахи носили навыпуск и подпоясывали. С появлением широких тканей менялся покрой-рубахи, появились круглые проймы, исчезла ластовица, обязательным стал воротник.

Женские рубахи по фасону также принадлежали к древнему виду - туникообразному покрою. До середины ХIХ в. она изготовлялась из белого холста. Нагрудная часть часто дополнялась прямоугольной вставкой-(сыпмалла). Разными были узоры, их цветовое сочетание и техника выполнения.  Длина кĕпе у всех чувашей доходила до щиколоток, рукава к кисти суживались, разрез делался посредине груди края вышивались особым швом. Вышивка рубашек плотная, полихромная. Первые свои рубахи украшали медальонообразными кĕскĕ (по обе стороны грудного разреза) или ромбовидным узором сунтăх (из полосок кумача). В древности узоры круг, ромб, розетка имели символическое значение солнца. Рукава, подол, и наспинная часть состояли из фигур, где вышивка находила гармоническое сочетание с нашивками из домотканой бордово-красной тесьмы. Рубашки девушек орнаментировались более скромно. На них часто помещались два ромбика или ромб с наклонной полоской.

В комплексе старинного костюма рубаха выступает как главный элемент. Ей подчинялись все наряды по композиции и цветовому колориту узоров.

Платье носили с фартуком или передником (чĕрçитти, саппун). Он отличался яркостью, обилием украшений (вышивка, нашивки, кружева).

Праздничный наряд женщины надевали с вышитым или узорнотканным поясом (пиçиххи) с украшенными концами.

Обувь.

Основной обувью у мужчин и женщин были лапти (çăпата).
Каждый народ создал свой тип плетеной обуви. Мужские лапти чуваши плели из семи лычек (пушăт) с небольшой головкой и низкими бортами. Женские лапти плелись весьма тщательно - из более узких полосок лыка и большего числа (из 9, 12 лычек). Женские лапти легко отличить от мужских. Чуваши лапти носили с суконными чулками (чăлха). Обертывание онучей и оплетание их оборами требовало времени и умения.

                               


Головной убор

В национальном женском костюме большую роль играют головные уборы из бисера, мелких раковин каури и монет. Возникли они разными путями, претерпевали изменения, а позже стали обозначать возрастную и социальную принадлежность их носителей. В чувашских женских украшениях содержатся не только народные понятия о красоте, сложившиеся в течение тысячелетий, но и следы миропонимания наших предков.

Древнейшей функцией украшений было, без сомнения, их магическое предназначение (обереги), защита от злых духов и других опасностей.

Полный комплекс украшений представлен в праздничных и  свадебных нарядах. Чувашская женщина, облаченная в полный наряд, носила одежду и украшения весом около одного пуда, в том числе серебряные монеты весом 2-3 кг.
В комплекс украшений, выполненных в технике шитья бисером и серебряными монетами, а также из драгоценных металлов и камней, входят головной убор девушки тухъя, головной убор женщины хушпу, нагрудные и шейные наряды (ама, шулкеме, алка, мая, çуха), перевязь (тевет), подвески (сăрка), браслет (сулă), кольцо (çёрё), поясные подвески - нахвостник (йёс хуре), поясной кошелек (енчёк), поясное зеркальце (тёкёр) и др.

                                     


Хушпу имеет твердый остов, наспинную часть (хуре), украшена она монетами, бисером, раковинами каури, кораллами. Головная часть убора
покрывалась семью или девятью рядами бляшек или нухраток, центральная часть украшалась узорами из ромбиков и крестиков (числом по девяти) из красных, желтых и зеленых бисеринок. На наспинной части, по краям хушпу вешали монеты, которые при движении (пляске) издают легкий звон. В хушпу явно ощущается стремление его создателей подчеркнуть связь красоты формы с музыкальностью.

Тухъи бывают двух видов - островерхие и без острия. У тухъи нет наспинной части. Девичьи уборы сплошь покрыты узорами из бисера. Серебро использовалось при украшении наушных деталей и нижних краев. Красиво оформлялся козырек убора - красным кораллом, монетами. Рядами бус составлялись яруса, ромбы и другие геометрические узоры.

                                       


По своей конструкции ама (другое название - хёрес çакки) существовал в двух видах: ама из отдельного нагрудника и нагрудник ама с наспинной частью пуç хыçё. Шулкеме и ама украшали серебряными монетами, рядами разноцветного бисера, бусами, раковинами.

Среди шитых бисером, украшенных серебром нарядов особое место занимает женское и девичье украшение в форме перевязи - тевет.
Надевали перевязь через левое плечо. Женщины носили ее на свадьбах, девушки - во время весеннего обряда "девичья пашня”, на хороводах и осенних праздниках, посвященных молотьбе, первому хлебу или льну. Тевет представляла собой широкую (до 10 - 12 см) полосу, сшитую из холста с подкладкой. Она украшалась узорной тесьмой (по краям) с нашитыми на ней рядами бисера и раковин, рядами монет, бисера. На концах тевети вышивались узоры - изображения светил, очертания гор, деревьев.
Девушки носили шейные ожерелья ука, на холщовую или кожаную основу которых нашивали бусы, бисер, монеты. Çуха (май шăрçи) изготовлялась также в виде густой сетки, составленной из бус, нанизанных на нитки; нижний ряд их составлялся из монет. Ожерелья главным образом из монет и назывались тенкёллё мăя.

Очень важна была знаковая функция одежды - она показывала отличия по возрасту, семейному положению, имущественному состоянию, ритуальному назначению (свадебная одежда, одеяние предводителей религиозных обрядов и т. д.). Знаковые различия проявились прежде всего в головных уборах и украшениях. Так, сурпан, масмак, хушпу, головной платок пуç тутри являлись уборами замужних женщин.

                                           


 Посуда и утварь

Деревянная утварь. У кайсаровских чувашей, была сильно развита обработка дерева, почти вся домашняя утварь изготовлялась из дерева. По способу изготовления и характеру использования деревянную утварь можно разделить на несколько групп:

1) утварь долбленая с цельным дном;

2) долбленые сосуды со вставным дном;

3) клепаные изделия;

4) посуда из бересты, луба, коры;

5) плетенал утварь из лозьг, льжа, дранки, корней.

                                          


Техника изготовления. Инструменты, которыми пользовались при изготовлении домашней утвари, были несложных - это обычный плотничий топор, поперечный топор с изогнутым лезвием (пулле) для долбления, скобели (икĕ авăрлă сава, хăрах авăрлă сава) с различным изгибом для стесывания внутренней стороны долбленых кадушек, зауторник (çăрта сава), пила (пăчкă), бурав (пăра), набор долот, стамесок (ăйă), струги (сава), острые прямые ножи и специальные ножи с изогнутым лезвием для вырезания ложек, половников, ковшей и т. д.

Изготовление каждого вида посуды имело свою специфику. Нужную форму долбленым сосудам придавали способом выжигания, доводку и расчистку производили с помощью долот. Дно долбленых сосудов вставлялось таким приемом. По завершении отделки в нижнем конце, несколько отступал от края кадушки, внутри делали уторы (вырезы), и затем кадушка помещалась в воду. Дно же, наоборот, сильно высушивалось, чтобы оно свободно входило в уторы. Бондарные изделия (бочки, кадушки) изготовлялись из клепок - расколотых и тесаных досок. При сборке клепки устанавливали в прорези деревянного круга и стягивали обручами из черемуховых или вязовых ветвей, расщепленных пополам. Для закупоривания щелей между досками закладывали камышовые листья.
Лоза для плетеной утвари заготавливалась по берегам рек осенью и в начале зимы. Плели как из цельных, так и расщепленных пополам прутьев.     Из инструментов требовался отточенный нож, из приспособлений - две доски: одна с просверленными насквозь отверстиями, другая с просверленными до половины толщины гнездышками. Доска с гнездами была нижней, ее клали на вращающийся столик, другую устанавливали на такой высоте, какой должна была быть корзина или иная посуда из лозы. Прутья продевались в отверстия. Затем вплетали продольные прутья, которые стягивались. Наконец делали дно, оплетая каркасные прутья с продольными.

                                     


Долбленые сосуды были удобны для обработки и хранения зерна, круп, муки и многих других продуктов. В основном цельнодолбленой была столовая посуда - чаши, солонки, ковши, ложки. Долбленые орудия использовались при толчении зерна (пщеницы, ячменя, просы), семян конопли, соли, а также обработки сырья (кудели, сукна). Для этих целей использовали ступы (килĕ) и песты (кисĕп). Уменьшенную форму ступы представляла собой солонка (тăвар килли). Солонка-ступка была в каждом доме, так как раньше каменную соль продавали немолотой. Этот предмет часто украшали резьбой - геометрическими или растительными узорами и раскраской.

Формы и размеры столовой посуды, вид дерева, выбираемый для нее, диктовались ее назначением. Большая деревянная чаша (тирĕк, пысăк чашăк, чара) служила для подачи первого или второго блюда - каши, мяса на всех членов семьи. Малолетним детям пищу давали в мисочках (чаплашка). В зависимости от подаваемых блюд применялись чаши пологие или глубокие, малой, средней или большой величины, например: çăкăр тирки - чаша для хлеба, яшка тирки - миска для супа, çу савăчĕ - чашка для масла, чара - чаша для замешивания пресного теста и т. д. древние формы чаш сохранились до ХХ в. Например, одна из них - тарелка необычной формы (как бы чашка в чаще) для подачи вареных яиц и сыра. В древности она являлась ритуальной чашей для гаданий и магических действий.

Столовую посуду изготовляли из мягких (липа, ветла, осина) и твердых (дуб, береза) пород деревьев, из цельного куска дерева или корневища. Из крепкого корня делались лучшие образцы больших ковшей - братин (алтăр), малых ковшей для пива (курка). Они имели форму ладьи. Носовая сторона большого ковша вырезалась поднятой кверху и, переходя в узкую шейку, расчленялась, образуя завершение в виде двух конских голов (ут курка). Красивой, причудливой резьбой украшались малые ковши, которые являлись гордостью семьи. Им также часто придавалась ладьевидная форма. Высокая рукоять с прорезной петлей заканчивалась крючком для подвешивания. Узоры на рукояти были самые разнообразные: солярные мотивы, жгут, выемки, желобки, скульптурные формы (главным образом в виде утки).

                          

Долбленой была корытообразная утварь - начевки для муки (такана), корыто (валашка, кункра, шан). Долбленая посуда со вставным дном использовалась для хранения и переноски продуктов в поле. Замечательное изделие этого вида - çупçе - выдолбленная из толстой липы кадушка - укладка для хранения одежды. Çупçе входило в качестве обязательного элемента в приданое невесты, оно украшалось резьбой. К этому же типу относится пахтаница (уйран çупи), которая используется и в наши дни для сбивания масла.

Изделия, выполненные долблением со вставным дном, известны под общим названием чĕрес. Основные их виды: кадушка для хранения продуктов; квас чĕресĕ - квашня; пăт чĕресĕ - пудовка (мера сыпучих тел в один пуд); патман - емкость для меда или зерна в 4 пуда; чилек, ленкес - долбленое ведерко и др. Некоторые сосуды предназначались для пива, они имели длинные и узкие горлышки. Чирясы изготовляли из стволов липы или осины высотой от 20 см до 1 метра и более.

                        


Клепаные изделия имелись раньше главным образом в состоятельных семьях. Деревянные клепаные ведерки с крышкой и ручкой, как и долбленые ведра, назывались чĕрес.

Из дерева изготовляли такие предметы кухонного обихода, как ложки и половники, лопаточки для меда и яиц, деревянные совки, лопаты для высаживания хлебов и пирогов в печь (çăкăр кĕреçи). 
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Ссылки
Президент России
Правительство Ульяновской области
Министерство образования и науки Ульяновской области
Министерство образования РФ
Российское образование. Федеральный портал.
Единое окно доступа к образовательным ресурсам.
Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов.
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Профессиональное образование в Ульяновской области
Портал информационной и технической поддержки программного обеспечения образовательных учреждений Российской Федерации
Баннер справочно-информационного портала «Государственные услуги»
Правительство Ульяновской области Комитет по надзору и контролю в сфере образования
Муниципальное учреждение отдел образования администрации МО Цильнинский район Ульяновской области
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz